Менеджмент в системе высшего образования
Главная страница
     ↳ Правовое поле системы менеджмента высшего образования
          ↳ Нормативные документы Единого пространства высшего образования (ЕПВО)
               ↳ Болонский процесс



Количество книг - 2

74.6
С50
Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по напр. "Психология" / С. Д. Смирнов . — 6-е изд., испр. — Москва : Академия, 2014. — 400 с., табл., схемы. — (Высшее образование). — Библиогр.: с. 364-377. — Предм. указ.: с. 378-385. — Указ. имен: с. 386-390.

Данное учебное пособие нацелено на формирование у студентов психолого-педагогических знаний и умений, необходимых как для профессиональной преподавательской деятельности, так и для повышения общей компетентности в межличностных отношениях. В пособии освещены наиболее актуальные вопросы психологии и педагогики высшего образования, описаны основные тенденции развития дисциплины на современном этапе. При подготовке книги автор стремился избегать общих мест и повторения тривиальных истин, тщательно подбирал материал, исключая очевидные для любого студента, способного самостоятельно рассуждать, выводы.

Файл оглавления
74.4
Т65
Трайнев, В. А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики / В. А. Трайнев, С. С. Мкртчян, А. Я. Савельев. — Москва : Дашков и К, 2007. — 390 с. — Библиогр.: с. 381-390. — Крат. слов. терминов: с. 268-325.

Дан сравнительный анализ процесса повышения качества высшего образования в негосударственных и государственных вузах России. Рассматриваются система методов, принципов, параметрических моделей, мониторинг стратегии, а также факторы, влияющие на повышение качества образовательного процесса. Раскрываются составляющие информатизации педагогических технологий, оказывающих существенное влияние на повышение качества обучения. Показана роль преподавателя и студента в обеспечении контроля за качеством обучения. Рассмотрена система показателей и критериев, характеризующих уровень оценнки качества образования при аттестации и аккредитации вузов. Для преподавателей и студентов вузов, ученых, руководителей образовательных учреждений.

Файл оглавления


Количество статей - 116

Сортировать по:
2008
Alma mater. Вестник высшей школы
Глайсснер, О. Ю. О признании российских дипломов и ученых степеней в Германии / О. Ю. Глайсснер // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2008. — № 11. — С. 47-49.
Говоря о ценности и целесообразности Болонской реформы, отмечают такую ее задачу, как достижение соглашения о международном признании дипломов. Действительно ли российские дипломы и ученые степени признаются за границей? И что стоит на самом деле за официальным признанием?
2009
Alma mater. Вестник высшей школы
Донских, О. А. Образование должно освобождать или порабощать? / О. А. Донских // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2009. — № 10. — С. 15-21. — Библиогр.: с. 21 (8 назв.).
Основная цель статьи - проанализировать современное состояние российского образования с точки зрения системного подхода. Автор показывает, что разновекторность действий, предпринимаемых в процессе реформирования системы образования, и антидемократические способы проведения отдельных мероприятий разительно противоречат провозглашаемым целям, воспитывая конформистов с редуцированным чувством непонимания.
2009
Alma mater. Вестник высшей школы
Камалеева, А. Р. Особенности формирования естественнонаучных компетентностей у студентов-гуманитариев / А. Р. Камалеева // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2009. — № 4. — С. 27-33. — Библиогр.: с. 33 (3 назв.).
В новой концепции высшего профессионального образования России акценты переносятся с узкопрофессионального подхода к подготовке специалистов на многостороннее интеллектуально-духовное развитие личности обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей. Такие социальные перемены, происходящие в обществе, по-новому ставят вопрос о формировании естественнонаучных компетентностей выпускников гуманитарных вузов.
2014
Адукацыя і выхаванне
Жук, А. И. Система педагогического образования Республики Беларусь : состояние, проблемы, перспективы развития[Текст] / А. И. Жук, А. В. Торхова // Адукацыя і выхаванне. — 2014. — № 10. — С. 19-25.
О месте Белорусского государственного университета имени Максима Танка в системе педагогического образования Республики Беларусь в контексте Болонского процесса.
2012
Адукацыя і выхаванне
Чечет, В. В. Дополнительное образование взрослых в Республике Беларусь : пути повышения качества[Текст] / В. В. Чечет, В. А. Листратенко // Адукацыя і выхаванне. — 2012. — № 11. — С. 15-19.
О совершенствовании дополнительного образования взрослых в Республике Беларусь в контексте Болонского процесса.
2009
Беларуская думка
Ганчеренок, И. Учусь - значит, существую : от компетенции к компетентности специалиста / И. Ганчеренок // Беларуская думка. — 2009. — № 3. — С. 86-90. — Библиогр.: с. 90 (8 назв.).
О глобальной модернизации сфер высшего образования и науки, начавшейся в конце XX века в Европе. Рассматриваются понятия "компетенция" и "компетентность" специалистов. Подчеркивается, что важно не заниматься изобретением новых терминов, а глубже смотреть на проблему современного образования, предлагать и реализовывать конкретные и эффективные механизмы формирования ключевых компетенций в процессе непрерывного образования.
2017
Беларуская думка
Карпенко, И. Наша профессия - воспитывать будущее страны[Текст] / И. Карпенко ; подгот. С. Жолуд // Беларуская думка. — 2017. — № 3. — С. 13-19.
Интервью министра образования Республики Беларусь Игоря Карпенко о Кодексе об образовании, о грядущих изменениях, о статусе учителя, о закрытии малокомплектных школ, о качестве образования, о централизованном тестировании, о Болонском процессе.
2012
Беларуская думка
Новик, Е. К. "Болонские тайны"[Текст] / Е. К. Новик // Беларуская думка. — 2012. — № 10. — С. 45-52. — Библиогр.: с. 52 (5 назв.).
Рассказано о Болонском процессе, его сущности и целях. Отмечены также проблемы и недостатки в реализации Болонского процесса. Присоединение Республики Беларусь к Болонскому процессу должно рассматриваться не как самоцель, одномоментное действие, а как длительный процесс, исключающий коренную ломку национальной системы образования.
2015
Белорусский экономический журнал
Шимов, В. Н. Перспективы развития высшей школы Беларуси : поиск ответов на новые вызовы[Текст] / В. Н. Шимов, Л. М. Крюков // Белорусский экономический журнал. — 2015. — № 3. — С. 79-103. — Библиогр.: с. 102 (12 назв.).
Статья посвящена исследованию ключевых проблем развития высшей школы на страновом и международном уровнях. Изложены основные мировые и национальные тренды модернизации высшего образования, новые вызовы и новые концептуальные подходы к формированию стратегий модернизации высшей школы с 2016 до 2020 и 2030 гг.
2012
Веснік адукацыі
Данильченко, А. В. Характерные черты и тенденции развития системы образования в Германии[Текст] / А. В. Данильченко, Е. В. Перепёлкина // Веснік адукацыі. — 2012. — № 7. — С. 32-38. — Библиогр.: с. 38 (7 назв.).
В статье рассматриваются особенности построения и функционирования системы образования Германии в контексте Болонского процесса.
2016
Веснік Віцебскага дзяржаўнага ўніверсітэта
Щепеткова, Н. В. Перспективы развития непрерывного педагогического образования в системе "колледж-университет" в контексте образовательного опыта России и Украины[Текст] / Н. В. Щепеткова // Веснік Віцебскага дзяржаўнага ўніверсітэта. — 2016. — № 3. — С. 50-57. — Библиогр.: с. 57 (10 назв.).
Высокая социально-экономическая значимость непрерывного педагогического образования в системе "колледж-университет" обусловливает необходимость его сохранения в условиях присоединения Республики Беларусь к Болонскому процессу, что, в свою очередь, требует определения перспектив его развития. Цель статьи - на основе анализа образовательного опыта России и Украины определить перспективные направления развития непрерывного педагогического образования в системе "колледж-университет" в Республике Беларусь.
Ресурс доступен в Репозитории ВГУ имени П.М. Машерова
2013
Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Сер. 3, Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія
Макарова, Н. П. Проблемы практико-ориентированного обучения студентов в свете реформирования университетского образования / Н. П. Макарова, К. С. Выдра // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Сер. 3, Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. — 2013. — № 2 (156). — С. 114-119. — Библиогр.: с. 119 (9 назв.).
В статье выделены основные направления практико-ориентированной подготовки студентов университета в контексте Болонского процесса.
2012
Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Сер. 5, Эканоміка. Сацыялогія. Біялогія
Енин, Ю. И. Национальная система образования и подготовки кадров в условиях Единого экономического пространства (ЕЭП) / Ю. И. Енин // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Сер. 5, Эканоміка. Сацыялогія. Біялогія. — 2012. — № 3 (139). — С. 6-13. — Библиогр.: с. 13 (9 назв.).
Статья посвящена проблемам интеграции систем высшего образования стран Единого экономического пространства (ЕЭП) в условиях присоединения Республики Беларусь к Болонскому процессу.
2015
Вестник Академии МВД Республики Беларусь
Бочила, В. В. Проблемы совершенствования подготовки юридических кадров для государственных органов систем обеспечения национальной безопасности[Текст] / В. В. Бочила, А. В. Бешон // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. — 2015. — № 1. — С. 5-8.
Рассматриваются основные проблемные вопросы подготовки юристов для государственных органов системы обеспечения национальной безопасности в условиях присоединения Республики Беларусь к Болонскому процессу.
2012
Вестник Витебского государственного медицинского университета
Дедуль, М. И. Рейтинговая система оценки знаний студентов как один из факультативных параметров Болонского процесса[Текст] / М. И. Дедуль, Ю. В. Занько // Вестник Витебского государственного медицинского университета. — 2012. — Т. 11, № 1. — С. 15-24. — Библиогр.: с. 23-24 (32 назв.).
Проведен обзор литературных данных, касающихся истории развития Болонского процесса, основных целей, положений Болонской декларации, анализ данных о реальных шагах, предпринятых в Республике Беларусь по присоединению к Болонскому процессу, а также о внедрении в систему высшего профессионального образования ВГМУ рейтинговой оценки знаний студентов как одного из факультативных параметров Болонского процесса.
2012
Вестник Военной академии Республики Беларусь
Дудкин, Т. А. Проблематика оценки курсантами качества предоставляемой им образовательной услуги / Т. А. Дудкин // Вестник Военной академии Республики Беларусь. — 2012. — № 1 (34). — С. 130-134. — Библиогр.: с. 134 (8 назв.).
В статье рассматриваются вопросы совершенствования образовательного процесса в свете новых требований нормативных правовых актов и перспективы присоединения к Болонскому процессу, а также проблемные вопросы оценки качества предоставляемой образовательной услуги в рамках системы менеджмента качества: критерии оценки, методы оценки, категория экспертов.
2010
Вестник Военной академии Республики Беларусь
Шеховцов, Н. П. Проблемные вопросы формирования системы менеджмента качества военного образования в военно-учебных заведениях / Н. П. Шеховцов , В. Ф. Тамело, А. К. Усов // Вестник Военной академии Республики Беларусь. — 2010. — № 1. - С.121-127. — Библиогр. : с. 127 (6 назв.).
В статье на основе государственных образовательных стандартов нового поколения рассматриваются особенности компетеннтностного подхода при формировании системы менеджмента качества военного образования, критериев и показателей эффективности военно-профессиональной подготовки курсантов.
2008
Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование
Борисенков, В. П. Стратегия образовательных реформ в России (1985-2005 гг.) / В. П. Борисенков // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. — 2008. — № 1. — С. 20-38.
О переходе от советской школы с государственным монополизмом, централизованным управлением к системе образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и ориентированной на качество.
2008
Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование
Музыкантский, А. И. Образование как стратегический ресурс общества / А. И. Музыкантский // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. — 2008. — № 1. — С. 59-69.
О необходимости всемерного развития образования в контексте Болонского процесса.
2008
Весці БДПУ. Сер. 1, Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія
Бондаренко, Е. Н. Организация повышения квалификации учителей в странах Европы / Е. Н. Бондаренко // Весці БДПУ. Сер. 1, Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. — 2008. — № 3. — С. 15-18. — Библиогр.: с. 18 (13 назв.).
Анализируются современные системы подготовки педагогических кадров в вузах ведущих стран мира в условиях присоединения к Болонскому процессу.
2008
Вопросы образования
Бурэ, К. С. Реформа высшего образования : экспансия бакалавров и магистров / К. С. Бурэ // Вопросы образования. — 2008. — № 2. — С. 52-72. — Библиогр.: с. 71-72 (38 назв.).
Краткий обзор изменений законодательств в сфере регулирования высшего образования, а также анализ некоторых положений новых правовых актов. Особое внимание уделено соотношению степеней высшего образования согласно внесенным в соответствующие законы изменениям. Указываются некоторые противоречия между отдельными положениями законов об образовании и Конституцией РФ. Обсуждаются перспективы программ второго высшего образования в связи с введением двухуровневой системы высшего образования, а также возможности трудоустройства лиц со степенью бакалавра и специфика статуса специалистов.
2011
Вопросы образования
Зиил, Н. Реформы высшего образования в Европе на примере Фрайбургского университета[Текст] / Н. Зиил ; пер. с англ. А И. Подольского // Вопросы образования. — 2011. — № 1. — С. 113-124.
Рассматриваются вопросы разработки и реализации бакалаврской программы "Проектирование обучающих технологий" и магистерской программы "Науки об образовании", а также соотношение этих программ. Как показывает опыт их реализации во Фрайбургском университете, выпускники легко находят работу по специальности и оказываются востребованными на рынке труда.
2009
Вопросы философии
Силичев, Д. А. Болонский процесс и модернизация образования в России / Д. А. Силичев // Вопросы философии. — 2009. — № 8. — С. 81-91. — Библиогр. в примеч.
В статье подведены итоги Болонского процесса и рассмотрены перспективы перехода с 2010 г. к Европейскому пространству высшего образования. Автор анализирует результаты присоединения России к Болонскому процессу, отмечая как положительные, так и отрицательные моменты в ходе реформирования российского образования.
2008
Высшее образование в России
Апкарова, Е. Болонский процесс и система высшего образования Франции / Е. Апкарова // Высшее образование в России. — 2008. — № 10. — С. 112-115.
Рассматривается система высшего образования Франции в контексте Болонского процесса.
2009
Высшее образование в России
Байденко, В. И. Гуманистическая направленность подлинных болонских реформ / В. И. Байденко // Высшее образование в России. — 2009. — № 10. — С. 115-126. — Библиогр.: с. 125-126 (14 назв.).
Предпринята попытка раскрыть три главных аспекта гуманистической направленности Болонского процесса: социальное измерение; студентоцентрированную ориентацию как миссию высшего образования; нравственно-этические императивы, предъявляемые современностью высшим учебным заведениям.
2009
Высшее образование в России
Байденко, В. И. Болонские преобразования : проблемы и противоречия / В. И. Байденко // Высшее образование в России. — 2009. — № 11. — С. 26-40. — Библиогр.: с. 39-40 (16 назв.).
Рассматриваются проблемные аспекты болонских преобразований.
2009
Высшее образование в России
Байденко, В. И. Многоплановый и системный характер Болонского процесса / В. И. Байденко // Высшее образование в России. — 2009. — № 9. — С. 120-132. — Библиогр.: с. 131-132 (18 назв.).
Раскрывается многоплановый, целостный, системный и динамичный характер Болонского процесса, в сжатой и описательной форме развертывается панорама его концептуально-методологических установок и нормативно-методических документов.
2009
Высшее образование в России
Байденко, В. И. Мониторинговое исследование Болонского процесса : некоторые результаты и взгляд в будущее / В. И. Байденко // Высшее образование в России. — 2009. — № 7. — С. 147-155. — Библиогр.: с. 155 (9 назв.).
Приводятся результаты, рассматриваются перспективы мониторингового исследования Болонского процесса в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов.
2009
Высшее образование в России
Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии : коммюнике конференции европейских министров, ответственных за высшее образование Левен / Лувен-ла-Нев, 28-29 апр. 2009 года // Высшее образование в России. — 2009. — № 7. — С. 156-162.
Приводится Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование в 46 странах-участницах Болонского процесса, которые собрались, чтобы оценить успехи в реализации Болонского процесса и определить приоритеты для Европейского пространства высшего образования на следующее десятилетие.
2009
Высшее образование в России
Грундер, Г. -У. Болонский процесс в Швейцарии : "новые концепции" обучения - "новый тип" учения? / Г. -У. Грундер // Высшее образование в России. — 2009. — № 7. — С. 163-168. — Библиогр.: с. 168 (6 назв.).
Представлен тезис о том, что "новые" образовательные концепции, вызванные Болонским процессом, обусловят "новый тип учения", подразумевающий, что каждый студент должен стандартизировать собственный процесс учения, оптимизировать его и организовывать с ориентацией на конечный результат.
2009
Высшее образование в России
Игнатьев, В. П. Болонский процесс / В. П. Игнатьев, Л. Ф. Варламова // Высшее образование в России. — 2009. — № 4. — С. 138-140.
Рассматриваются позитивные и негативные моменты перехода российской высшей школы на двухуровневую систему профессионального образования при реализации положений Болонского процесса.
2009
Высшее образование в России
Ильин, Г. Л. Изменения в отечественном образовании в свете Болонского процесса : (субъективные заметки) / Г. Л. Ильин // Высшее образование в России. — 2009. — № 8. — С. 40-46. — Библиогр.: с. 46 (2 назв.).
Реформы, происходящие в сфере образования, рассматриваются в контексте глобального мирового развития.
2011
Высшее образование в России
Кочеткова, Т. О. Университеты Германии[Текст] : от реформы Гумбольдта до Болонского процесса / Т. О. Кочеткова, М. В. Носков, В. А. Шершнева // Высшее образование в России. — 2011. — № 3. — С. 137-142. — Библиогр.: с. 142 (6 назв.).
Рассмотрены основные принципы университета Гумбольдта и организация системы высшего образования в Германии.
2011
Высшее образование в России
О готовности вузов к "переходу"[Текст] : (круглый стол в редакции) / М. Сапунов [и др. ] // Высшее образование в России. — 2011. — № 3. — С. 96-120.
Круглый стол посвящен введению ФГОС и переходу на уровневую систему высшего профессионального образования.
2008
Высшее образование в России
Сазонов, Б. Академические часы, зачетные единицы и модели учебной нагрузки / Б. Сазонов // Высшее образование в России. — 2008. — № 11. — С. 3-21. — Библиогр.: с. 21 (6 назв.).
Обсуждается проблема перехода на систему зачетных единиц в российском образовании, анализируются модели учебной нагрузки учащихся и студентов.
2011
Высшее образование в России
Сазонов, Б. А.Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования[Текст] / Б. А. Сазонов // Высшее образование в России. — 2011. — № 4 — С. 10-24. — Библиогр.: с. 24 (3 назв.).
Рассматриваются пути перехода российских университетов к индивидуально-ориентированной организации образовательного процесса, при реализации которой объектом планирования становится отдельный студент.
2009
Высшее образование в России
Яникова, В. Болонский процесс и педагогическое образование в Чехии / В. Яникова // Высшее образование в России. — 2009. — № 9. — С. 132-137. — Библиогр.: с. 137 (3 назв.).
Рассматривается современная ситуация в сфере высшего образования в Чешской Республике с позиции тенденций, сформулированных в Болонской декларации.
2011
Высшее образование сегодня
Алтунина, В. В. Опыт реализации совместных образовательных программ и программ двойного диплома в Калининградской области[Текст] / В. В. Алтунина // Высшее образование сегодня. — 2011. — № 2. — С. 18-21. — Библиогр.: с. 21 (5 назв.).
Рассмотрены возможности и перспективы развития высшего образования Европы и России в рамках Болонского процесса. Представлены такие аспекты международного сотрудничества в области высшего образования, как совместные программы и программы двойных дипломов, описан опыт их реализации на примере Института "Европейская бизнес-школа - Калининград".
2008
Высшее образование сегодня
Вербицкий, А. А. Реформирование образования в России и Болонский процесс / А. А. Вербицкий // Высшее образование сегодня. — 2008. — № 11. — С. 51-55. — Библиогр.: с. 55 (7 назв.).
Статья подготовлена на основе доклада на VI ежегодной сессии Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций", прошедшего на Родосе в октябре 2008 года.
2008
Высшее образование сегодня
Медведенко, Н. В. Совершенствование контроля знаний и учета успеваемости студентов в контексте Болонского процесса / Н. В. Медведенко, С. Ю. Рубцова // Высшее образование сегодня. — 2008. — № 3. — С. 93-96. — Библиогр.: с. 96.
Необходимый в условиях присоединения России к Болонскому процессу переход к более совершенной системе оценки знаний студентов, транспарентной в отношении шкалы ECTS, целесообразно осуществлять с сохранением преемственности традиционной практике.
2008
Высшее образование сегодня
Монастырская, Т. И. Реализация идей Болонского процесса в Германии : дискуссии и реальность / Т. И. Монастырская, А. Нассеи // Высшее образование сегодня. — 2008. — № 4. — С. 10-13.
Система высшего образования в Европе находится в стадии реформирования. В ходе реализации Болонской декларации запущен в жизнь сложный процесс, предполагающий адаптацию национальных систем образования к принимаемым Европейским сообществом единым нормам.
2008
Высшее образование сегодня
Филиппов, В. М. Болонский процесс и "Дорожная карта Россия - Евросоюз" / В. М. Филиппов // Высшее образование сегодня. — 2008. — № 1. — С. 5-9.
На состоявшемся в 2005 году саммите Россия - Евросоюз бала принята дорожная карта интеграции России и Европейского союза по ключевым направлениям, включая образование.
2014
Вышэйшая школа
Артемьева, С. М. Современные тенденции и проблемы развития магистратуры[Текст] / С. М. Артемьева, Л. М. Хухлындина // Вышэйшая школа. — 2014. — № 1. — С. 6-11.
Рассматривается процесс становления, современные тенденции и проблемы развития магистратуры в Республике Беларусь и России.
2008
Вышэйшая школа
Веселов, Ю. А. Для системных проблем нужны системные решения / Ю. А. Веселов // Вышэйшая школа. — 2008. — № 2. — С. 51-55.
Переход всей экономики страны на инновационный путь развития без подготовленных для этого кадров просто не возможен. Высшая школа становится первой ступенью в процессе перехода к инновационной экономике.
2009
Вышэйшая школа
Демчук, М. И. Болонский процесс : истоки, направленность и перспективы для Республики Беларусь / М. И. Демчук // Вышэйшая школа. — 2009. — № 4. — С. 11-16.
Доклад ректора РИВШ, профессора М. И. Демчука на выездном заседании Республиканского совета ректоров высших учебных заведений, который проходил в июне 2009 года в Бресте.
2011
Вышэйшая школа
Демчук, М. И. Высшая школа Республики Беларусь в Европейском пространстве высшего образования / М. И. Демчук // Вышэйшая школа. — 2011. — № 6. — С. 6-9.
10 ноября 2011 года в Республиканском институте высшей школы прошла Х Международная научно-методическая конференция «Высшая школа: проблемы и перспективы». Выступление ректора Республиканского института высшей школы М. И. Демчука на пленарном заседании конференции.
2010
Вышэйшая школа
Демчук, М. И. О приложении к диплому для белорусских и иностранных граждан, завершивших обучение в высших учебных заведениях Республики Беларусь / М. И. Демчук // Вышэйшая школа. — 2010. — № 6. — С. 30-34.
Республиканский совет ректоров вузов рассмотрел вопросы, связанные с присоединением Республики Беларусь к Болонскому процессу, и рекомендовал Министерству образования развернуть подготовку к присоединению страны к Европейскому пространству высшего образования. В частности, предписана разработка национального приложения к диплому о высшем образовании, соответствующего по форме и содержанию общеевропейскому образцу приложения.
2012
Вышэйшая школа
Демчук, М. И. Проектирование стандартов высшего образования третьего поколения[Текст] : преемственность и инновации / М. И. Демчук, А. В. Макаров // Вышэйшая школа. — 2012. — № 5. — С. 3-9. — Библиогр.: с. 9 (19 назв.).
Рассматриваются наиболее важные аспекты, которые необходимо отразить в проектируемых белорусских стандартах высшего образования. Изложены характерные особенности Макета образовательного стандарта высшего образования первой ступени третьего поколения.
2009
Вышэйшая школа
Жук, А. И. "Модернизация высшей школы Беларуси созвучна идеям Болонского процесса" / А. И. Жук ; беседу вела О. Корело // Вышэйшая школа. — 2009. — № 2. — С. 3-6.
Беседа с Первым заместителем Министра образования А. И. Жуком о месте отечественной высшей школы в процессе формирования европейского образовательного пространства.
2010
Вышэйшая школа
Жук, А. И. Высшее образование Республики Беларусь от Болонского процесса к европейскому пространству высшего образования / А. И. Жук // Вышэйшая школа. — 2010. — № 5. — С. 3-9.
Развитие высшего образования современной Европы: Болонский процесс и создание Европейского пространства высшего образования. Включение Республики Беларусь в процесс формирования Европейского пространства высшего образования.
2017
Вышэйшая школа
Жук, О. Л. Проблемы проектирования компетенций как результатов освоения образовательных программ высшего образования[Текст] / О. Л. Жук // Вышэйшая школа. — 2017. — № 4. — С. 7-10. — Библиогр.: с. 10 (6 назв.).
Методологической основой проектирования учебно-методической документации, целей, результатов и содержания высшего образования выступает компетентностный подход, который в настоящее время является общепризнанным и рассматривается как важнейший инструмент Болонского процесса. Компетентностный подход выступает средствам установления взаимосвязи между системой высшего образования и наукой, производством, экономикой, бизнесам, социумам. Его реализация в высшем образовании призвана сделать образовательный процесс в современном университете более открытым и гибким ко всем внешним изменениям, растущим образовательным потребностям личности, новым требованиям рынка труда и социально-государственного заказа.
2008
Вышэйшая школа
Клеес, М. In varietate concordia? Введение двухступенчатой системы высшего образования в Германии / М. Клеес ; пер. с нем. О. Л. Коляды // Вышэйшая школа. — 2008. — № 2. — С. 71-74. — Продолж. Нач.: № 1.
Реформирование системы высшего образования в Германии в контексте Болонского процесса.
2010
Вышэйшая школа
Листопад, Н. И. Программа Европейского союза "Темпус" в Беларуси / Н. И. Листопад // Вышэйшая школа. — 2010. — № 6. — С. 35-38.
Программа "Темпус" стартовала в 1990 году. Республика Беларусь присоединилась к программе в 1993 году. Цель программы "Темпус" - содействовать сотрудничеству в области высшего образования между странами Европейского союза и странами-партнерами и интеграции систем высшего образования для достижения целей Лиссабонской декларации и Болонского процесса. Наиболее активные участники проекта - БГУ, БГЭУ, ГрГУ и ПГУ.
2016
Вышэйшая школа
Макаров, А. В. Особенности проектирования универсальных компетенций в белорусских стандартах высшего образования поколения 3+[Текст] / А. В. Макаров // Вышэйшая школа. — 2016. — № 5. — С. 3-8. — Библиогр.: с. 8 (10 назв.).
Вхождение Республики Беларусь в Европейское пространство высшего образования актуализировало проблему дальнейшего развития компетентностного подхода в контексте Болонского процесса применительно к обновляемым белорусским стандартам высшего образования. Беларусь предпринимает ряд действий по внесению соответствующих изменений в законодательную базу по системе высшего образования. В частности, разработаны и проходят согласование дополнения и изменения в Кодекс об образовании.
2011
Вышэйшая школа
Макаров, А. В. Проектирование и реализация компетентностно-ориентированных моделей социально-гуманитарной подготовки выпускников вузов / А. В. Макаров // Вышэйшая школа. — 2011. — № 1. — С. 29-33. — Библиогр.: с. 33 (10 назв.).
Модель подготовки современного специалиста заложена в "Макете образовательного стандарта высшего образования первой ступени" и проекте "Макета образовательного стандарта высшего образования второй ступени (магистратуры)". Все документы спроектированы на общей методической базе. Их главной отличительной особенностью является компетентностный подход. Рассматривая компетентностную модель социально-гуманитарной подготовки, в статье воспроизведен алгоритм операционализации компетентностного подхода самих образовательных стандартов и все основные принципы и положения данного алгоритма экстраполированы на процесс проектирования и реализации компетентностно-ориентированных моделей социально-гуманитарной подготовки выпускников вузов.
2017
Вышэйшая школа
Михалёв, А. С. Закон дробления дидактических систем и дисциплинарно-блочный принцип обучения[Текст] / А. С. Михалёв // Вышэйшая школа. — 2017. — № 2. — С. 18-22. — Библиогр.: с. 22 (7 назв.).
Вот уже более полувека мировая образовательная система находится в состоянии глубокого и системного кризиса. Причина его заключается в том, что темп накопления знаний, обеспечиваемый коллективными усилиями мирового научного сообщества, начал превышать темп усвоения знаний, принципиально ограниченный индивидуальными познавательными способностями обучающихся. Отвечая на этот вызов времени, в США в 1990-1994 гг. был принят целый ряд крупномасштабных федеральных образовательных программ, создан "национальный комитет по образовательным стандартам и тестированию", страны ЕС стали объединять свои усилия в ходе Болонского процесса, всеобщее внимание привлекла проблема создания эффективных инновационных образовательных технологий. Одна из таких инноваций - дисциплинарно-блочный принцип обучения - предложена и теоретически обоснована.
2010
Вышэйшая школа
Михалев, А. С. Знаниево-деятельностная парадигма обучения : (из опыта Минского института управления) / А. С. Михалев, Ю. Г. Казеко // Вышэйшая школа. — 2010. — № 1. — С. 69-75. — Библиогр.: с. 75 (10 назв.).
В статье сделана попытка сформулировать доминирующую причину кризиса образовательной системы, сущность Болонского процесса и знаниево-деятельностной парадигмы обучения, а также некоторые подходы к ее реализации в Минском институте управления.
2009
Вышэйшая школа
Титовец, Т. Е. Детерминанты интеграции национальной системы высшего профессионального образования в мировое образовательное пространство / Т. Е. Титовец // Вышэйшая школа. — 2009. — № 1. — С. 39-43. — Библиогр.: с.43 (7 назв.).
Раскрывается сущность методологического принципа системного сепаратизма и основные механизмы интеграции в преломлении к проблеме конструирования единого образовательного пространства. Достижение мирового стандарта качества и устойчивости развития образования при сохранении национальных особенностей системы образования.
2016
Вышэйшая школа
Применение модульного подхода в проектировании образовательных программ высшего образования[Текст] / С. М. Артемьева [и др.] // Вышэйшая школа. — 2016. — № 5. — С. 9-13. — Библиогр.: с. 13 (16 назв.).
Гибкость образовательных программ, их способность легко адаптироваться к новым требованиях и условиям реализации становятся одними из основных свойств в условиях значительного количества и многообразия. Именно стремление к гибкости лежит в основе многих изменений в системе высшего образования.
2017
Вышэйшая школа
Решетников, С. В. Научные и прикладные школы в области политологии[Текст] : политико-правовой подход / С. В. Решетников, Н. А. Антанович, О. Е. Побережная // Вышэйшая школа. — 2017. — № 1. — С. 36-41. — Библиогр.: с. 41 (14 назв.).
Формирование и развитие современной системной подготовки специалистов в нашей стране, вхождение Республики Беларусь в Европейское пространство высшего образования в контексте Болонского процесса требуют фундаментального теоретико- методологического и организационно-методического обеспечения с учетом национально-государственных интересов и ценностных ориентаций белорусского общества и государства. В статье представлен многосторонний мониторинг состояния развития авторитетных научных школ в области политического образования с углубленной юридической подготовкой. Авторы ставили своей целью сформировать миссию специальности "Политология" на юридическом факультете БГУ с учетом зарубежного и отечественного опыта.
2009
Вышэйшая школа
Ровба, Е. А. Национальное измерение международной интеграции в системе образования / Е. А. Ровба // Вышэйшая школа. — 2009. — № 4. — С. 17-20.
Доклад ректора Гродненского государственного университета им. Янки Купалы, доктора физико-математических наук, профессора Е. А. Ровбы на выездном заседании Республиканского совета ректоров высших учебных заведений, который проходил в июне 2009 года в Бресте.
2009
Гісторыя: праблемы выкладання
Андрющенко, В. П. Университетское образование XXI столетия : попытка прогностического анализа / В. П. Андрющенко // Гісторыя : праблемы выкладання. — 2009. — № 12. — С. 3-5.
О будущем университетов, университетском образовании в контексте тех мировых процессов, которые сегодня, начинают свой противоречивый цивилизованный разбег.
2009
Журнал международного права и международных отношений
Гучик, М. Изучение туризма на экономическом факультете университета имени Матея Бела в Банска-Бистрица /Словакия/ в условиях Болонского процесса / М. Гучик // Журнал международного права и международных отношений. — 2009. — № 2. — С. 68-72. — Библиогр.: с. 71 (6 назв.).
Формирование учебных планов вуза с учетом введения кредитно-модульной системы оценки знаний студентов.
2015
Известия высших учебных заведений. Правоведение
Королев, С. В. "Единый юрист" как цель и проблема юридического образования в Германии и глобализированном мире : забытое наследие Фридриха Карла фон Савиньи[Текст] / С. В. Королев // Известия высших учебных заведений. Правоведение. — 2015. — № 1. — С. 89-97. — Библиогр. в сносках.
Автор предпринимает попытку проанализировать момент уникальной связи между исторической школой права Германии и традиционной немецкой идеологией юридического образования.
2017
Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. Сер. Социально-экономические и общественные науки
Жестянникова, И. Э. Формирование экономики знаний : модели образовательного пространства в зарубежных странах[Текст] / И. Э. Жестянникова // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. Сер. Социально-экономические и общественные науки. — 2017. — № 5. — С. 132-136. — Библиогр.: с. 136 (7 назв.).
Рассматриваются проблемы становления экономики знаний, формирования единого образовательного пространства и образовательных систем сквозь призму Болонского процесса и современных тенденций глобализации социально-экономических отношений.
2008
Инновации в образовании
Загородняя, Е. Процесс пошел : Болонскому процессу в России быть! или казаться? / Е. Загородняя // Инновации в образовании. — 2008. — № 2. — С. 113-115.
Обсуждаются основные проблемные аспекты болонских преобразований в России.
2012
Кіраванне ў адукацыі
Матвеенок, Т. В. Особенности управления реализацией Болонского процесса в современных условиях / Т. В. Матвеенок // Кіраванне ў адукацыі. — 2012. — № 12. — С. 43-49. — Библиогр.: с. 49 (8 назв.).
Рассмотрены особенности осуществления европейской реформы высшего образования (Болонский процесс) в ФРГ.
2013
Мир образования - образование в мире
Казакова, А. Г. Пути реформирования высшего профессионального образования и уровневая система обучения[Текст] / А. Г. Казакова // Мир образования - образование в мире. — 2013. — № 3 (51). — С. 38-41. — Библиогр.: с. 41 (5 назв.).
Дается характеристика различных уровней образования как в России, так и за рубежом. Раскрываются особенности и перспективы развития высшего профессионального образования в плане продвижения Болонской системы.
2011
Мир образования - образование в мире
Ларионов, С. А. Особенности развития гуманитарного образовательного пространства в ближнем зарубежье[Текст] / С. А. Ларионов // Мир образования - образование в мире. — 2011. — № 2 (42). — С. 67-75. — Библиогр.: с. 75 (4 назв.).
Обоснованы и раскрыты основные тенденции в развитии гуманитарного образовательного пространства в странах ближнего и дальнего зарубежья, выявлены особенности содержания гуманитарных дисциплин в различных странах.
2009
Мировая экономика и международные отношения
Бадаева, А. С. Интеграция европейского образовательного пространства / А. С. Бадаева // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — № 4. — С. 63-71. — Библиогр. в сносках.
Автор делает попытку проследить за сближением образовательной политики европейских стран, становлением принципов руководства как способа интеграции образовательного пространства.
2007
Музыка в школе
Брайнин, В. Б. Музыкально-педагогическое образование в современной Германии и Болонский процесс / В. Б. Брайнин, Р. Нойманн // Музыка в школе. — 2007. — № 3. — С. 11-16.
О ситуации, сложившейся в музыкальном образовании в Германии в условиях реализации положений Болонской декларации.
2016
Народная асвета
Майорова, Е. С. Академическая мобильность в период интернационализации высшего образования: состояние и перспективы[Текст] : приоритетные направления международной деятельности высших учебных заведений Республики Беларусь / Е. С. Майорова, О. Н. Кунгурцева // Народная асвета. — 2016. — № 1. — С. 8-11. — Библиогр.: с. 11 (4 назв.).
В статье идет речь об академической мобильности студентов Республики Беларусь в рамках Болонского процесса.
2016
Народная асвета
Майорова, Е. С. Интеграция образования Беларуси в европейскую академическую систему[Текст] : основные направления реформирования системы высшего образования Республики Беларусь в контексте вступления в Болонский процесс / Е. С. Майорова, О. Н. Кунгурцева // Народная асвета. — 2016. — № 12. — С. 3-5. — Библиогр.: с. 5 (6 назв.).
В статье рассказывается об особенностях вступления Беларуси в Болонский процесс и раскрывающихся возможностях нашего государства после присоединения к европейскому пространству высшего образования (ЕПВО).
2010
Народная асвета
Акулич, И. Л. Пути повышения конкурентоспособности вуза в общеевропейском образовательном пространстве : адаптивность и инновационность вуза как фактор устойчивого экономического роста / И. Л. Акулич, Н. В. Черченко // Народная асвета. — 2010. — № 3. — С. 8-12. — Библиогр.: с. 12 (6 назв.).
Открытость национальной экономики обусловливает дальнейшее проведение структурных преобразований при одновременном обеспечении конкурентоспособности вузов не только в масштабах страны, но и в глобальном формате.
2015
Народная асвета
Чечет, В. В. Беларусь вступила в Болонский процесс, или Реальные вызовы и новые возможности[Текст] : пути и средства интеграции белорусской системы высшего образования в мировое образовательное пространство / В. В. Чечет // Народная асвета. — 2015. — № 11. — С. 7-10. — Библиогр.: с. 10 (4 назв.).
В статье идет речь о целях и основных направлениях Болонского процесса. Говорится о механизмах вступления Беларуси в Болонский процесс. Дана краткая характеристика трех моделей развития академической мобильности. Описывается опыт реализации академической мобильности в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка.
2013
Научные и технические библиотеки
Матурицкий, А. М. Автопортрет современного высшего библиотечно-информационного образования[Текст] / А. М. Матурицкий, Г. А. Кузичкина, О. А. Калегина // Научные и технические библиотеки. — 2013. — № 10 — С. 5-14.
Приведены результаты анкетирования вузов, реализующих подготовку библиотечных кадров в условиях реформирования отечественного высшего образования. Проанализированы проблемные ситуации, связанные с введением Болонской образовательной системы. Обозначены болевые точки в деятельности вузов по подготовке специалистов библиотечного дела.
2012
Научные и технические библиотеки
Соколов, А. В. О бедном магистре замолвите слово[Текст] / А. В. Соколов // Научные и технические библиотеки. — 2012. — № 10. — С. 5-15.
Рассмотрено содержание Болонского процесса в российском библиотечно-информационном образовании. Проанализирован Федеральный государственный стандарт по подготовке магистров в области библиотечно-информационной деятельности. Обоснована необходимость создания научно-интегрального учебного пособия для магистрантов.
2009
Новая и новейшая история
Белоусов, Л. С. Как преподавать новую и новейшую историю в университете? / Л. С. Белоусов // Новая и новейшая история. — 2009. — № 1. — С. 144-150. — Библиогр. в сносках.
О преподавании истории в вузах, в частности МГУ, в связи с переходом на новую, "болонскую систему" образования и все более ускоряющейся динамикой общественных процессов, влекущих качественные перемены в современном мире.
2008
Образовательные технологии
Арефьев, А. Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг / А. Л. Арефьев // Образовательные технологии. — 2008. — № 4. — С. 3-15.
Российские дипломы о высшем образовании в большинстве стран по-прежнему не признаются (исключение составляют дипломы ведущих вузов). Переход высшей школы на международные стандарты образования, внедрение модульной системы, вкладышей на английском языке с подробной информацией о прослушанных студентом курсах (в кредитах), о полученных баллах, станут более узнаваемы за рубежом, а их обладатели будут иметь больше шансов быть принятыми на работу в странах - участниках Болонской конвенции.
2013
Отечественный журнал социальной работы
Ловцова, Н. И. Модернизация образования по социальной работе : сближение теории и практики[Текст] / Н. И. Ловцова // Отечественный журнал социальной работы. — 2013. — № 1. — С. 80-86. — Библиогр. в сносках.
Статья посвящена методологии образования по социальной работе. Рассматриваются принципы модернизации образования на основе Болонских требований в контексте компетентностного подхода. Раскрывается содержание тезиса "Обучение через практику, практика через обучение", проводится сравнительный анализ достоинств и недостатков федеральных стандартов образования по социальной работе.
2011
Отечественный журнал социальной работы
Мусина-Мазнова, Г. Х. Индивидуализация обучения будущих социальных работников в русле Болонского процесса[Текст] / Г. Х. Мусина-Мазнова // Отечественный журнал социальной работы. — 2011. — № 3. — С. 105-111. — Библиогр. в сносках.
Освещена актуальная проблема модернизации профессионального образования в контексте Болонского процесса. Автор рассматривает этапы формирования коммуникативных компетенций будущих социальных работников.
2011
Педагогика
Бауэр, Е. А. Реакция на Болонские реформы в системе образования Западной Европы[Текст] / Е. А. Бауэр // Педагогика. — 2011. — № 1. — С. 109-113. — Библиогр.: с. 112-113 (14 назв.).
Болонские реформы и связанные с ними изменения в системе образования европейских стран вызвали неоднозначную реакцию не только в профессиональной среде, но и в обществе в целом. В статье показана реакция на проводимые реформы со стороны различных участников образовательного процесса в Западной Европе.
2018
Педагогика
Клушина, Е. А. Становление и развитие высшего образования в Испании[Текст] / Е. А. Клушина // Педагогика. — 2018. — № 2 — С. 116-121. — Библиогр.: с. 121 (20 назв.).
В статье рассматривается процесс эволюции и становления высшего образования в Испании, описываются наиболее значимые реформы высшего образования, дается характеристика рейтинговой системы оценки деятельности высших учебных заведений.
2012
Педагогика
Захожая, Т. М. Система зачетных единиц в образовательном процессе вуза[Текст] / Т. М. Захожая // Педагогика. — 2012. — № 7. — С. 72-79. — Библиогр.: с. 79 (12 назв.).
В статье описывается опыт использования системы зачетных единиц для структурирования учебной нагрузки преподавателя и реорганизации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки и увеличение доли самостоятельной работы студента, реализация системы непрерывной аттестации, использование бессессионного обучения, рейтингового контроля.
2017
Педагогика
Иванова, Е. О. Стратегия развития образования как предмет междисциплинарного исследования[Текст] / Е. О. Иванова, В. В. Сериков // Педагогика. — 2017. — № 2. — С. 3-12. — Библиогр.: с. 12 (11 назв.).
Статья посвящена методологическим проблемам разработки стратегии развития образования. Обоснованы методологические регулятивы построения стратегических прогнозов и направлений развития образования, создания единого образовательного пространства.
2014
Педагогика
Савина, А. К. Европейское образование : ориентация на интеграцию образовательных систем[Текст] / А. К. Савина // Педагогика. — 2014. — № 5. — С. 110-117. — Библиогр.: с. 117 (6 назв.).
В статье представлены главные направления, по которым осуществляется организационное и содержательное сближение систем образования европейских государств в рамках Болонского процесса.
2010
Педагогика
Шередина, Е. Н. Некоторые аспекты выбора шкалы оценивания результатов обучения / Е. Н. Шередина // Педагогика. — 2010. — № 6. — С. 124-126.
В статье рассматриваются плюсы и минусы наиболее распространенных оценочных шкал (дихотомической, четырехбальной и шкалы ECTS).
2010
Педагогика
Шогенова, Ф. А. Болонский процесс как закономерный этап реформирования отечественной системы профессионального образования / Ф. А. Шогенова // Педагогика. — 2010. — № 8. — С. 122-124.
О создании Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения.
2009
Педагогическое образование и наука
Ахмедов, Г. Глобализация и пути модернизации высшего профессионального образования в Азербайджанской Республике / Г. Ахмедов // Педагогическое образование и наука. — 2009. — № 1. — С. 45-49.
Конкурентоспособность вузов Азербайджана в условиях глобализации имеет не только внутренний, но и международный аспект. Дать образованию международный характер можно через реализацию решений Болонского процесса, эффективно использовать свои ресурсы - человеческие, информационные, материальные и финансовые.
2008
Педагогическое образование и наука
Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика и социальная работа : перспективы повышения качества подготовки специалистов / Л. В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. — 2008. — № 4. — С. 12-15. — Библиогр.: с. 15 (4 назв.).
Последние годы связаны с осмыслением Болонского процесса и сохранением качества подготовки специалистов в сфере социальной педагогики и социальной работы. Наиболее актуальной проблемой становится исследование профессиональной компетентности, компетентностного подхода в подготовке специалистов.
2009
Педагогическое образование и наука
Морева, Н. А. Реализация основных ориентиров Болонского соглашения в практике подготовки педагогических кадров в России / Н. А. Морева // Педагогическое образование и наука. — 2009. — № 1. — С. 49-52. — Библиогр.: с. 52 (7 назв.).
Модернизацию образования, по мнению автора статьи, следует рассматривать как наиболее оптимальное средство выхода из кризиса. Реализация целевых ориентиров Болонского соглашения ставит перед российскими учеными задачу поиска такого содержания и такой технологии подготовки, которые смогли бы максимально способствовать овладению будущими педагогами профессиональными компетенциями, педагогическим мастерством на фоне становления педагогической культуры.
2008
Педагогическое образование и наука
Панин, М. С. Императив глобализации - приоритет качества образования / М. С. Панин // Педагогическое образование и наука. — 2008. — № 12. — С. 60-65.
В числе ведущих принципов Болонской декларации заявлено достижение высокого качества образования посредством введения единой методологии и технологии управления качеством, развития связей в рамках Европейской ассоциации по обеспечению качества высшего образования. Опираясь на последние достижения науки в области педагогики, менеджмента, теории управления качеством и других наук, авторы статьи сделали попытку сформулировать ведущие принципы управления качеством образования.
2008
Педагогическое образование и наука
Рассказов, Ф. Д. Формирование профессиональной готовности преподавателя при переходе на двухуровневое обучение в Сургутском государственном университете (направление "Педагогика") / Ф. Д. Рассказов // Педагогическое образование и наука. — 2008. — № 4. — С. 23-24.
При качественной оценке профессорско-преподавательского состава, по их профессиональной готовности к преподаванию можно сделать вывод, что преподаватели не в полном объеме готовы к выполнению своих профессиональных обязанностей. Автор статьи анализирует причины и возможности решения данной проблемы.
2009
Педагогическое образование и наука
Редлих, С. М. Подготовка бакалавров и магистров в системе педагогического образования / С. М. Редлих // Педагогическое образование и наука. — 2009. — № 1. — С. 43-44.
В статье речь идет о новом проекте стандартов нового поколения по девяти направлениям высшего педагогического образования, где в сжатой и лаконичной форме изложен взгляд на проблему стандартов третьего поколения в высшем педагогическом образовании.
2009
Педагогическое образование и наука
Ставрук, М. А. Академическая мобильность студентов Финляндии / М. А. Ставрук // Педагогическое образование и наука. — 2009. — № 4. — С. 93-96. — Библиогр.: с. 96 (5 назв.).
Статья является попыткой рассмотрения содержания и организации академической мобильности студентов Финляндии с целью применения данного опыта в сфере высшего образования России, избегая при этом возможных ошибок и проблем. Содействие академической мобильности студентов и молодых ученых можно считать ключом к развитию сотрудничества между Финляндией и Россией в области высшего образования.
2008
Педагогическое образование и наука
Чистохвалов, В. Н. Болонский процесс после 2010 г. : вклад европейского высшего образования в глобальное общественное благо / В. Н. Чистохвалов // Педагогическое образование и наука. — 2008. — № 12. — С. 54-59.
Статья посвящена рассмотрению вклада Болонского процесса в усиление европейской интеграции и повышение конкурентоспособности европейского высшего образования путем перестройки системы обучения на вузовском и послевузовском уровнях, а также обеспечению студенческой мобильности.
2009
Педагогическое образование и наука
Чистохвалов, В. Н. Болонский процесс после 2010 г. / В. Н. Чистохвалов // Педагогическое образование и наука. — 2009. — № 1. — С. 36-42.
Статья посвящена рассмотрению вклада Болонского процесса в усиление европейской интеграции и повышение конкурентоспособности европейского высшего образования путем перестройки системы обучения на вузовском и послевузовском уровнях, а также обеспечению студенческой мобильности. В статье рассматриваются вопросы структуры степеней и квалификаций в европейском пространстве высшего образования.
2008
Педагогическое образование и наука
Чоросова, О. М. Продвижение Болонского процесса в системе дополнительного профессионального образования / О. М. Чоросова // Педагогическое образование и наука. — 2008. — № 11. — С. 25-30. — Библиогр.: с. 29-30.
В институте повышения квалификации работников образования С. Н. Донского-II положено начало разработке и введению образовательных программ на основе кредитной системы. Это и есть признание реальной необходимости создание системы образовательного взаимодействия, позволяющей сравнивать, понимать и принимать ключевые компетенции.
2008
Педагогическое образование и наука
Шамало, Т. Н. Развитие системы подготовки бакалавров образования в России / Т. Н. Шамало // Педагогическое образование и наука. — 2008. — № 6. — С. 78-80.
Российская система образования всегда была способна конкурировать с системами образования развитых стран. И в настоящее время в вузах успешно осуществляется подготовка высококвалифицированных работников.
2015
Планета
Белов, Ю. Болонский процесс. Новая модель образования[Текст] / Ю. Белов // Планета. — 2015. — № 7. — С. 12-18.
В мае 2015 года в Ереване (Армения) на саммите министров образования Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) была принята Дорожная карта реформирования высшего образования Беларуси. Рассматриваются принципы модернизации высшего образования Беларуси на основе Болонских требований в контексте компетентностного подхода.
2011
Преподавание истории и обществознания в школе
Барабанов, В. В. О проблемах подготовки и повышения квалификации учителя истории и обществознания[Текст] / В. В. Барабанов // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2011. — № 8. — С. 39-42.
Предлагается материал об актуальных проблемах исторического и обществоведческого образования, в частности, внедрение современных методов и форм обучения, профессиональная компетентность учителей, переход к Болонской системе подготовки и повышения квалификации учителей.
2008
Ректор ВУЗа
Абанкина, И. В. Двухуровневое образование : анализ подготовки бакалавров и магистров / И. В. Абанкина, Л. М. Филатова // Ректор ВУЗа. — 2008. — № 6. — С. 28-39. — Библиогр.: с. 39 (5 назв. ).
О подготовке специалистов на современном этапе развития российской высшей школы в контексте Болонского процесса.
2008
Ректор ВУЗа
Климова, Н. В. По пути к Болонскому процессу : из опыта вузов России и Италии / Н. В. Климова // Ректор ВУЗа. — 2008. — № 1. — С. 42-48. — Библиогр.: с. 48 (3 назв.).
О путях совершенствования высшего профессионального образования, предусматриваемых Болонским процессом.
2008
Ректор ВУЗа
Рябов, Г. П. Наш лингвистический в их Болонском процессе / Г. П. Рябов // Ректор ВУЗа. — 2008. — № 2. — С. 26-29.
О вопросах гармонизации высшего образования европейских и российских университетов.
2015
Роднае слова
Жураўкоў, М. А. "Дасягненні беларускай моладзі станоўча ўплываюць на імідж дзяржавы" : інтэрв'ю з Міністрам адукацыі Рэспублікі Беларусь Міхаілам Анатольевічам Жураўковым / М. А. Жураўкоў ; гутарыла З. Падліпская // Роднае слова. — 2015. — № 9. — С. 3-6.
Интерью с Министром образования Республики Беларусь Михаилом Анатольевичем Журавковым, в котором он рассказывает о вступлении Беларуси в Болонский процесс и возможностях, которые получат в связи с этим белорусские студенты и вузы, также затрагиваются вопросы профильного обучения в средней школе.
2016
Современное образование Витебщины
Далимаева, Е. О. Индикаторы развития системы образования Республики Беларусь[Текст] / Е. О. Далимаева // Современное образование Витебщины. — 2016. — № 3. — С. 18-25. — Библиогр.: с. 25 (7 назв.).
В связи с присоединением Республики Беларусь к Болонскому процессу актуальным становится вопрос выработки единых показателей для сравнения уровня развития высшего образования в нашей стране и странах-участницах Болонского процесса. Данные международной образовательной статистики предоставляют возможность увидеть реальную картину состояния образования в большинстве стран мира. Сопоставительный анализ систем образования различных стран на основе этих данных позволяет оценить положительные и отрицательные моменты развития национальных образовательных систем и определить общемировые тенденции развития образования.
Ресурс доступен в Репозитории ВГУ имени П.М. Машерова
2008
Социологические исследования
Артамонова, М. В. Преподаватели и руководители вузов об интеграции в европейское образовательное пространство / М. В. Артамонова // Социологические исследования. — 2008. — № 1. — С. 146-151. — Библиогр.: с. 151 (5 назв.).
Изложены результаты исследования, целью которого было выяснение отношений вузовской общественности к перспективам интеграции высшей школы РФ в европейскую систему высшего образования и к проблемным вопросам положений Болонской декларации в практике российских вузов.
2013
Социология
Новик, Е. К. О Болонском процессе и действительных проблемах образования[Текст] / Е. К. Новик // Социология. — 2013. — № 3. — С. 83-97. — Библиогр.: с. 97 (9 назв.).
Рассматривается сущность Болонского процесса и проблема модернизации профессионального образования в аспекте болонских преобразовании.
2015
Теория и практика физической культуры
Орехов, Е. Ф. Модернизация образования[Текст] : надежды и реалии / Е. Ф. Орехов, В. Ф. Костюченко // Теория и практика физической культуры. — 2015. — № 8. — С. 3-5. — Библиогр.: с. 5 (5 назв.).
Особенности осуществления модернизации российского образования по европейскому типу. Положительные и отрицательные стороны внедрения Болонской системы образования в условиях российских вузов. Внедрение кредитно-модульной системы.
2009
Университетская книга
Даниленко, В. П. Учебник для бакалавров и магистров : проблема концепции : пока гром не грянет... / В. П. Даниленко // Университетская книга. — 2009. — № 2. — С. 18-19.
О переходе на двухуровневую систему высшего образования в связи с интеграцией России в европейскую систему. И о необходимости создания новых учебников для бакалавриата и магистратуры.
2009
Университетская книга
Чувакин, А. А. Госстандарт - студент - учебное издание для вузов / А. А. Чувакин // Университетская книга. — 2009. — № 2. — С. 20-21. — 2 фот.
О книгообеспеченности учебного процесса вузов согласно государственных стандартов в системе двухуровневого образования.
2011
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка
Ефременкова, И. А. Интеграция образовательного процесса высших учебных заведений физической культуры России в общеевропейское образовательное пространство в контексте Болонского процесса[Текст] / И. А. Ефременкова, С. А. Кореневский, О. Ю. Жарова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2011. — № 1. — С. 6-10.
С целью определения степени включенности вузов физической культуры России в Болонский процесс был проведен экспертный опрос десяти профильных вузов путем анкетирования по электронной почте, а также анализ информационных материалов, размещенных на их официальных интернет-сайтах.
2012
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка
Наговицын, С. Г. Унификация критериев оценки физической подготовленности студентов при вхождении в единое европейское образовательное пространство[Текст] / С. Г. Наговицын, И. Г. Гибадуллин // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. — 2012. — № 4. — С. 54-59. — Библиогр.: с. 58-59 (14 назв.).
Модернизация российского высшего профессионального образования. Разработка и внедрение в практику педагогической технологии балльно-рейтинговой оценки учебной успешности студентов по физической культуре в Ижевском государственном техническом университете и Ижевском юридическом институте (филиале) РПА Министерства юстиции России.
2008
Философские науки
Мартен, Ж. Справедливость и образовательные политики в глобальном масштабе : Север и Юг. Возможности сотрудничества / Ж. Мартен ; пер. с фр. А. В. Ястребцевой // Философские науки. — 2008. — № 11. — С. 27-38.
Ситуация неравенства в области высшего образования в развитых (северных) странах и развивающихся (южных) странах. Формы государственной помощи в развитии высшего образования. Проблемы высшего образования как глобального общественного блага. Международное сотрудничество и международное образовательное пространство. Реализация принципа справедливости, равенства, свободного доступа к образованию.
2008
Философские науки
Обри-Леконт, М. Стратегический и практический аспекты образовательной политики / М. Обри-Леконт ; пер. с фр. Е. К. Карпенко // Философские науки. — 2008. — № 11. — С. 39-50.
Выделено два направления в оценке политики в области высшего образования: оценка университета с позиции рационального его управления и оценка университета как предприятия. Охарактеризовано европейское сотрудничество в сфере оценки качества образования в свете Болонского процесса. Приведены аргументы в пользу увеличения участников оценочных исследований и включения в них университетов.
2011
Школьные технологии
Степанова, С. Н. Отличительные черты высшего педагогического образования в Великобритании, США и России[Текст] / С. Н. Степанова // Школьные технологии. — 2011. — № 5. — С. 100-107.
В статье рассматриваются особенности высшего педагогического образования в Великобритании, США и России, исходя из основных положений Болонского соглашения.


Количество электронных ресурсов - 5

2012

Погребняк, А. Б. Интеграционные процессы в сфере высшего образования / А. Б. Погребняк // Государственно-правовое регулирование интеграционных процессов на постсоветском пространстве : материалы междунар. науч.-практ. конф., 20-21 апр. 2012 г. — Витебск, 2012. — С. 199-201.
О спорном и противоречивом процессе интеграции в европейскую систему высшего образования.
Ресурс доступен в Репозитории ВГУ имени П.М. Машерова
2011

Погребняк, А. Б. Проблемы перехода на двухступенчатую систему высшего образования в рамках Болонского процесса / А. Б. Погребняк // Педагогические инновации : традиции, опыт, перспективы : материалы II междунар. науч.-практ. конф., 12-13 мая 2011 г. — Витебск, 2011. — С. 32-34.
Рассмотрены проблемы реформы высшей школы Республики Беларусь в контексте Болонского процесса.
Ресурс доступен в Репозитории ВГУ имени П.М. Машерова
2009

Погребняк, А. Б. Проблемы реформы высшей школы Республики Беларусь в контексте Болонского процесса / А. Б. Погребняк // Пути, тендеции и направления развития социальной сферы : материалы II междунар. науч.-практ. конф., 3-4 дек. 2009 г. — Витебск, 2009. — С. 237-238.
Рассмотрены проблемы реформы высшей школы Республики Беларусь в контексте Болонского процесса.
Ресурс доступен в Репозитории ВГУ имени П.М. Машерова
2010

Погребняк, А. Б. Республика Беларусь в Болонском процессе / А. Б. Погребняк // Наука - образованию, производству, экономике : материалы XV(62) регион. науч.-практ. конф. преподавателей, науч. сотрудников и аспирантов, посвящ. 100-летию со дня основания УО "ВГУ им. П. М. Машерова", 3-5 марта 2010 г. — Витебск, 2010. — С. 347-348.
Рассмотрена Беларусь в контексте Болонского процесса.
Ресурс доступен в Репозитории ВГУ имени П.М. Машерова
2011

Погребняк, А. Б. Республика Беларусь и Болонский процесс на современном этапе / А. Б. Погребняк // Наука - образованию, производству, экономике : материалы XVI(63) регион. науч.-практ. конф. преподавателей, науч. сотрудников и аспирантов, 16-17 марта 2011 г. — Витебск, 2011. — Т. 2. — С. 188-190.
Рассматривается история возникновения и развития интереса Республики Беларусь к Болонскому процессу.
Ресурс доступен в Репозитории ВГУ имени П.М. Машерова