«Отдел подготовки учителей настоящим сообщает,
что Витебский учительский институт реформируется
с 1 октября 1918 года в высшее заведение с наименованием
«Витебский педагогический институт»».
Официальное письмо народного комиссара просвещения РСФСР
№ 1340 от 27 ноября 1918 г.
До 1918 г. Витебский учительский институт являлся средним специальным учебным заведением, готовившим по трехлетнему циклу обучения учителей для высших начальных училищ. В мае 1918 г. в Москве состоялся съезд делегатов-слушателей учительских институтов РСФСР, на котором было принято решение «реформировать учительские институты в высшие учебные заведения в целях подготовки инструкторов и учителей II и III ступеней существующих школ». В соответствии с решением съезда 1 октября 2018 г. Витебский учительский институт преобразуется в высшее учебное заведение – Витебский педагогический институт, ставший первым высшим учебным заведением послеоктябрьского периода и первым высшим педагогическим учреждением Беларуси.
Первым директором Витебского педагогического института был избран ранее работавший в должности директора учительского института Клавдий Иванович Тихомиров.
Срок обучения в институте был определен в 4 года. Согласно уставу в течение трех лет предусматривалось «теоретическое и практическое» изучение специальных педагогических и научных дисциплин, а четвертый год преимущественно предназначался для проведения педагогической практики в школах.
Обучение студентов проходило на семи отдельных специальных циклах: физико-математическом, математико-физическом, биологическом, физико-химическом, географическом, литературно-художественном и социально-историческом.
В 1918 г. было принято 210 человек, из них 40% женщин. Все студенты освобождались от платы за обучение, материально необеспеченным выдавалась стипендия.
В октябре 1919 г. Витебский педагогический институт, как и все пединституты РСФСР, был преобразован в Витебский институт народного образования. Срок обучения оставался прежним – четырехлетним.
Витебский институт народного образования обязан был готовить, главным образом, учителей для школ. Его организационная структура состояла из двух элементов: II и III отделов. II отдел обязан был готовить учителей для школ 1-й ступени (начальная школа), III отдел – для школ 2-й ступени. III отдел делился на 4 факультета: социально-исторический, физико-химический, физико-математический, естественно-географический. Таким образом, циклы были преобразованы в факультеты, и, кроме того, в структуре института фактически было открыто отделение начальных классов.