Рациональные приёмы работы с книгой
Введение
Организация чтения
Работа с текстом
Быстрое чтение
Письменная организация материала
Литература

Уважаемые студенты!

Поступление в высшее учебное заведение лишь первый шаг в реализации ваших планов и желаний. Любая профессия, требующая высшего образования, предъявляет к личности ряд требований: это собранность, настойчивость, воля, напряжение интеллекта, высокая эмоциональная культура. Слово «студент» означает усердно занимающийся и указывает на сущность учебной деятельности: в высшей школе не столько учат, сколько помогают учиться, самостоятельно приобретать знания, заниматься самообразованием и самовоспитанием.

Сегодня качество высшего образования зависит не только и не столько от объема знаний, а от вашей способности ориентироваться в информации, технологиях, от умения самостоятельно принимать решения. Чтобы успешно учиться, глубоко и прочно, а главное, самостоятельно, осваивать любой предмет, вам необходимо обладать умениями учебного труда. За годы учебы в институте усвоить весь объем знаний, выработанных человечеством, невозможно. Поэтому самое главное – научиться самостоятельно добывать знания из огромного количества сведений, содержащихся в литературе, отбирать и усваивать основное, нужное, творчески применять его в своей профессиональной деятельности.

В наше время образование становится непрерывным, оно сопровождает человека на протяжении всей его жизни. А потому для нас очень важно, чтобы в процессе обучения в высшей школе вы научились учиться.

Поэтому нам очень важно помочь вам, студентам, впервые приступившим к самообразованию, овладеть соответствующими приемами. Оценить вашу способность к обучению поможет настоящий ТЕСТ.

Чтение учебной и научной литературы – сложная умственная деятельность, от эффективности которой зависят успешность обучения и самообразования, а также степень развития умственных способностей студента. Чтение является не только важнейшим средством приобретения суммы знаний, но и незаменимой школой мышления, способом овладения искусством письменной речи.

Для того чтобы чтение было плодотворным, необходимо обладать определенными навыками, культурой чтения. Под культурой чтения подразумевается не только умение самостоятельно выбрать нужные для занятий книги, ориентироваться в библиотечных каталогах, делать записи из произведений, конспектировать их, но прежде всего умение читать. Овладение правильной, научно обоснованной методикой чтения предполагает знание основных правил работы с книгой и использование их в познавательной деятельности с учетом своих индивидуальных особенностей. Скорость и качество чтения зависят от методики чтения. Нерациональное чтение не только способствует возникновению дефицита времени, но и тормозит развитие внимания, памяти, мышления, приводит к бессистемности, а, следовательно, к бесполезности знаний, нередко вызывает переутомление, головные боли, неврозы.

Помните! Книга всегда останется важнейшим средством становления интеллекта и культуры человека, формирования его взглядов на мир, познания и самоусовершенствования. Следовательно, чтобы успешно заниматься самообразованием, необходимо в совершенстве овладеть всеми приемами работы с книгой. Конечно, главное в этом деле - собственный опыт, который накапливается со временем. Не все сразу будет получаться, могут возникнуть затруднения, препятствия. И здесь особенно важны внутренняя собранность, самодисциплина, настойчивость, упорство в достижении поставленной цели.

Но прежде чем вы приступите к чтению, полезно выявить у себя уровень имеющихся умений. Поможет в этом «Лист самооценки учебных умений».


№п/п Компоненты учебной деятельности 5 4 3 2 1
1 На занятиях умею слушать преподавателя и записывать основной материал
2 Умею читать схемы, графики,таблицы
3 Умею выступать на семинарах и аргументировано защищать свои позиции
4 Умею работать с каталогом и самостоятельно подбирать литературу по определенной теме
5 Умею составлять аннотации
6 Умею составлять план по любому информационному тексту
7 Умею конспектировать статьи, книги
8 Умею составлять тезисы
9 Умею использовать и оформлять цитаты
10 Умею составлять рецензию на прочитанный текст
11 Умею реферировать несколько источников по одной проблеме и оформлять рефераты
12 Умею работать со справочными материалами (словарями, энциклопедиями, справочниками и др.)

Оцените свои умения осуществлять учебную деятельность и проставьте оценки по 5-тибальной шкале. Если оказалось, что некоторые умения сформированы недостаточно, огорчаться не стоит. Предлагаемые рекомендации призваны восполнить эти пробелы.


Автор-составитель: Атапина Т. А.
Программирование и дизайн: Мурашевич А. В.