Рациональные приёмы работы с книгой
Введение
Организация чтения
Работа с текстом
Быстрое чтение
Письменная организация материала
Литература

БЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ

Ежегодный прирост научно-технической литературы во всем мире составляет сейчас 60 млн. страниц. И это не предел. Объем информации постоянно возрастает! Как же научиться управлять информационным потоком, как выделять самое важное и необходимое в данный момент? Оказывается это вполне решаемая задача.

Наблюдения ученых показали, что большая часть населения планеты читает с такой же скоростью, как и 100 лет назад, это 250-300 слов в минуту. Но истории так же известны факты феноменально быстрого и рационального чтения, достигающего 1000 и более слов в минуту. Так читали, например, Толстой и Чернышевский, Горький и Марк Твен и мн. другие. Но способность рационально читать – удел не только выдающихся личностей. Как показала практика, любой человек средних способностей может овладеть искусством быстрого и рационального чтения.

Что же это такое быстрое чтение? Быстрое чтение или скорочтение – это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного. Среди обладателей методиками скорочтения нет безработных! Все обладатели – активные граждане, имеющие собственную позицию, и это понятно, поскольку скорость нервных процессов у обладателей скорочтением выше, чем у ленивых противников методик. Поэтому скорочитающий всегда будет впереди. Хотелось бы отметить, что скорочтение – это навык, который можно сформировать в процессе «правильного развития мышления» у всех желающих старше 14 лет, и скорочтение – это естественный процесс восприятия информации. Учитесь скорочтению, это полезно!

Новый способ чтения возник в соответствии с лежащей в глубине у каждого читателя потребностью читать быстрее и лучше. Ведь чтение — основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации — радио и телевидения, значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. В условиях информационного взрыва и постоянного усложнения научно-технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знаний, читать нужно все больше и больше. Совершенно очевидно, что без навыка быстрого чтения усвоить все время увеличивающийся объем печатной продукции просто невозможно. Чтение текстов с экранов мониторов не так комфортно, как чтение с бумажных носителей, и часто вызывает усталость. Проведенные исследования показали, что читатели, освоившие метод быстрого чтения, значительно легче адаптируются к новым видам текстов и уже через некоторое время быстро читают и тексты на экранах мониторов.

Процесс формирования навыка скорочтения проходит несколько последовательных этапов и в результате автоматизируется, т.е. все этапы мыслительных действий как бы сливаются в один, т.е. быстрое чтение, быстрое понимание и запоминание.

За счет чего происходит увеличение скорости чтения? Останется ли понимание и запоминание читаемого материала? В процессе чтения мозг человека использует определенные программы, реализует различные способы перекодирования информации. Рост скорости чтения происходит за счет формирования новых навыков обработки информации. Скорочтение можно описать как комплекс приемов, по эффективному восприятию информации. Приемы приобретаются как результат систематизированных тренировок по расширению угла зрения, подавлению проговаривания слов, применения выхватывающих суть  алгоритмов чтения и т. д.

Известный психолог Л.С. Выготский еще в 1931 г. писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения». С чем же это связано? Установлено, что скорость, с которой мозг обрабатывает поступающую информацию, приблизительно в 4 раза выше нашей обычной, т. е. медленной скорости чтения. Если на чтение одной страницы мы тратим 2 минуты, то мозг «справляется» с обработкой за полминуты. Что же он делает остающиеся полторы минуты? Не делать ничего мозг не умеет, т. к. процессы происходят постоянно. Но чем же он занимается в свободное время, пока глаза бегают по строчкам? В это время создаются непроизвольные ассоциации. Например, ученик читает учебник географии; встретилось ему слово «море». Глаза продолжают двигаться по строчке, губы шевелятся…

Что значит «правильное мышление»? Это мышление понятиями, т.е. целенаправленное чтение – поиск ключевых слов, а не чтение всех подряд слов, как при традиционном чтении. В результате мышление быстро выбирает из текста ключевые слова, одновременно связывая их в мысли, т.е. дву- или трехчленные предложения. Но на этом процесс мышления не заканчивается, по этим дву- или трехчленным предложениям в воображении формируется «картинка» по принципу: место, герой, ситуация. И вот когда «картинка» будет полностью сформирована, мышление сжимает ее до главной мысли в виде простого предложения или словосочетания.

Проблема «понимание – непонимание» является, пожалуй, одной из центральных во многих философских течениях, особенно понимание текстов. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний. При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием – мы мгновенно вспоминаем полученные ранее знания (осознаем известное значение слов) или отбираем из имеющихся знаний нужные в данный момент и связываем их с новыми впечатлениями. Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста осмысление предмета (применение знаний и установление новых логических связей) представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс. Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами. При необходимости запомнить текст человек вначале старается лучше понять его и применяет для этого различные приемы. Чаще всего читатели используют два основных приема: выделение смысловых опорных пунктов и антиципация.

Деление текста на части, их смысловая группировка и приводят к выделению смысловых опорных пунктов, углубляющих понимание и облегчающих последующее запоминание материала. Психологи выяснили, что опорой понимания может быть все, с чем связываем мы то, что запоминается или что само «всплывает», как связанное с ним. Это могут быть какие-то второстепенные слова, дополнительные детали, определения и т.п. Любая ассоциация может быть в этом смысле опорой. Смысловой опорный пункт есть нечто краткое, сжатое, но в то же время, служащее основой какого-то более широкого содержания. Понимание сводится к тому, чтобы схватить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопределяют текст последующих страниц. Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формулам, отметить в каждой формуле центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким путем единую логическую цепь идей – вот сущность понимания текста. Прием выделения смысловых опорных пунктов представляет собой как бы процесс фильтрации и сжатия текста без потери основы.

Другой прием, используемый для дальнейшего осмысления читаемого текста, называется антиципацией или предвосхищением, т.е. смысловой догадкой. Что же такое антиципация? Это психологический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития события, усвоении результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных оснований.

Как показали исследования, в результате специальной тренировки можно развить у читателя способность мгновенно предугадывать по неопределенным косвенным смысловым признакам текста «наступающие события». Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы.

Восприятие текста – это процесс, при котором текст с внешнего носителя (лист бумаги, экран монитора) попадает в наш мозг и разпознается. Процесс визуального получения информации и перевод её в мыслительный аспект протекает очень быстро. Некоторые ученые полагают, что данный процесс превышает скорость света. Когда вы придете к пониманию того, что в состоянии читать в подобном динамическом ключе, вы откроете для себя отсутствие пределов скорости чтения. Выражаясь фигурально, вы сможете читать быстрее, чем листаете страницы книги.

Навыки быстрого чтения (скорочтения) обеспечат вам следующее:

  • помогут справиться с информационным взрывом; гарантируют максимальное возмещение затрат времени и усилий, вложенных вами в чтение;
  • покажут различие между полезным смыслом и бесполезным объемом текста;
  • помогут вам обрести принципиально новые качества в организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учебы, активизации познавательной деятельности.

    Освоив метод быстрого чтения, вы будете быстро читать, удерживаясь всегда на поверхности океана информации, не позволяя ему захлестнуть вас.

    Итак, 10 золотых правил быстрого чтения:
    1. Читать без регрессий. Научно-технический текст любой сложности читается всегда 1 раз. Возвратные движения глаз недопустимы. Только по окончании чтения и осмыслении прочитатанного можно повторно прочитать текст.
    2. Читать медленно, укладывая информацию в блоки интегрального алгоритма. Постоянно помните содержание его блоков. В процессе чтения ищите ответы на вопросы, поставленные в блоках.
    3. Читать без артикуляции. Проговаривание – главный враг быстрого чтения.
    4. Читать вертикальным движением глаз. При чтении глаза должны двигаться вертикально, сверху вниз по воображаемой линии, проведенной посередине страницы. Развивайте переферическое зрение.
    5. При чтении быть внимательным Внимание – катализатор процесса чтения. Быстрое чтение требует повышенного внимания.
    6. Понимать прочитанное в процессе чтения. При чтении текста выделяйте ключевые слова, смысловые опорные пункты – пункты понимания. Помните, что чтение – это поиск и обработка смысла и значения.
    7. Использовать при чтении основные приемы запоминания. Целью чтения определяется характер запоминания. Если знаешь, с какой целью читаешь, то нужное запоминается само собой. Запоминается только то, что понятно. Запоминайте не отдельные слова и фразы, а мысли и идеи автора текста, попробовав мысленно составить план прочитанного.
    8. Читать с переменной скоростью. Умение читать с переменной скоростью так же важно, как и умение быстро читать.
    9. Постоянно тренироваться, чтобы закрепить приобретенные навыки.
    10. Читать ежедневно, выполняя установленную норму.

    В данной работе приведены лишь некоторые общие рекомендации и советы. Для приобретения всей совокупности необходимых знаний и организации работы по формированию правильной методики чтения необходимо обратиться к следующей литературе:


    1. Андреев, О. А.    Техника быстрого чтения / О. А. Андреев, Л. Н. Хромов. – Мiнск : Унiверсiтэцкае, 1997. – 224 с.
    2. Андреев, О. А.    Тренируем свою память: Вторая ступень обучения: Программа "Сатори" / О. А. Андреев. – Минск : Университетское , 2001. – 221с. : ил.
    3. Андреев,О.А. Учимся читать быстро : первая ступень обучения: программа "Доминанта" / О.А. Андреев. – Минск : Университетское, 2002 – 206 с.
    4. Аркадьева-Берлин, Н. Г.    Как научиться быстро читать: самоучитель / Н. Г. Аркадьева-Берлин. – Москва : РИПОЛ классик, 2005. – 383 с.
    5. Гецов, Г. Рациональные приемы работы с книгой / Г.Г. Гецов. – Москва: Книга, 1993. – 211 с.
    6. Гиппенрейтер, Ю. Б. Движения человеческого глаза / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва : Изд-во Московского университета, 1978 . – 256 с.
    7. Степанищев,А.Т. Читать можно быстрее / А.Т. Степанищев. – Москва : Моск. рабочий, 1988 – 204 с.
  • Автор-составитель: Атапина Т. А.
    Программирование и дизайн: Мурашевич А. В.