Рациональные приёмы работы с книгой
Введение
Организация чтения
Работа с текстом
Быстрое чтение
Письменная организация материала
Литература

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Обычно ни в школе, ни в вузе нет специального обучения работе с текстом. Правилами и приемами этой работы необходимо овладевать самостоятельно. Эта деятельность предполагает: изучение литературы по методике чтения; выявление своих особенностей, недостатков в процессе чтения; планомерное овладение умениями рационального чтения путем использования научно обоснованных рекомендаций с учетом своих особенностей.

Для выявления своих особенностей можно использовать самонаблюдение и самоанализ, распространенные психодиагностические методики, раскрывающие некоторые характеристики внимания, памяти, мышления, а также описания типичных недостатков в чтении. Нужно подумать и решить, по каким направлениям следует поработать над собой, чтобы повысить свою читательскую квалификацию.

Уметь читать – это значит не пассивно принимать к сведению все, что содержится в книге, а анализировать текст, размышлять над ним, до конца понимать его смысл, критически взвешивать доводы автора.

С. И. Поварнин советовал:

  • сосредоточиваться на том, что читаешь;
  • "выжимать" самую сущность читаемого, отбрасывая мелочи;
  • "схватывать мысль" автора вполне ясно и отчетливо: это помогает выработке ясности и отчетливости собственных мыслей;
  • мыслить последовательно... – целое богатство, ничем не заменимое; кто обладает им, тот... обладает ключом к глубокому чтению, а вместе с тем и более глубокому пониманию жизни;
  • наконец, воображать ярко и отчетливо, как бы переживая то, что читаешь...".

    Иногда требуется расчленить текст на законченные в смысловом отношении части и прорабатывать каждую из них в отдельности. Важно хорошо понять, что хочет сказать автор, каковы основные положения, выдвигаемые им. Внимательно прочитав и продумав тот или иной параграф, раздел книги, полезно осмыслить его связь с другими частями текста, а закончив чтение книги, – воспроизвести в своей памяти ее содержание в целом, попытаться самому сформулировать основные проблемы.

    Глубина понимания читаемого обусловлена также способностью устанавливать связь между сведениями, полученными из прорабатываемой книги, с ранее накопленными. Желательно, чтобы перерывы в работе над текстом совпадали с окончанием предложения или абзаца. Более длительные перерывы целесообразно устраивать после прочтения целиком параграфа или главы книги.

    Чтение предполагает активную работу памяти. Однако разные люди обладают различными типами памяти: зрительным, слуховым и моторным. Поэтому для усвоения книги одному человеку достаточно прочесть ее про себя, другому – вслух, а третий при чтении прибегает к пометкам в тексте и к выпискам. Чтобы отметить при чтении то, что нужно, читатели часто используют закладки из полосок бумаги. Можно усовершенствовать эти закладки так, чтобы они отмечали сразу два места в страничном блоке.

    Чтение по алгоритму. Для ускорения работы по анализу текста можно использовать так называемый "алгоритм чтения". Чтение по алгоритму представляет собой организованный процесс, в ходе которого информация, содержащаяся в читаемом тексте, как бы сопоставляется с отдельными ячейками – блоками алгоритма. В случае полного или частичного соответствия информация укладывается в эти блоки.

    Они будут выглядеть примерно так:

    1. название
    2. автор
    3. источник
    4. основная идея текста
    5. фактический материал
    6. анализ текста, сопоставление имеющихся точек зрения по рассматриваемым вопросам
    7. новизна.

    По каждому пункту выносится суждение. Чтение с одновременной классификацией материала, став привычным, в дальнейшем протекает почти автоматически. Освоению алгоритмов помогает и зрительное представление блоков. Хорошо научившись извлекать и обрабатывать информацию, можно постоянно поддерживать порядок в "кладовой" своего ума.

    Иначе говоря, алгоритм позволяет нам выделить содержательную, информативную часть текста, разложить его по смысловым "полочкам" и усвоить рассортированную таким образом информацию.

    Для повышения эффективности чтения важно внимательно следить за ходом мысли автора, его манерой изложения. Выявление логической структуры текста позволяет глубже постигнуть мысль, вокруг которой группируется фактическое содержание. Большую помощь в этом оказывают абзацы и слова-ориентиры, содержащиеся в тексте. Важно научиться выделять ключевую фразу абзаца, главную его мысль. Постепенно вырабатывается умение составлять в уме план прочитанного. Слова-ориентиры, в нашем случае – мысли автора, помогают предвидеть, где и когда появится нужная информация. Наиболее часто встречаются следующие "знаки":

  • А. предупреждения об изменении хода мысли – "но", "однако", "хотя" и т. п.;
  • В. подчеркивания особо важного – "поэтому", "таким образом", "стало быть", "следовательно";
  • С. подготовки вывода – "итак", "в итоге", "наконец" и т. д.

    С помощью слов-ориентиров текст понимается и запоминается легче, быстрее.

    Усвоению текста помогают опорные пункты из "ключевых" слов, т.е. слов, несущих основную смысловую нагрузку. Чтение, таким образом, сводится к выявлению смыслового содержания текста. Упражнения способствуют тому, что человек учится извлекать в самое короткое время из текста его суть. Основой для этого служит алгоритм, названный дифференциальным. Он представляет собой программу, позволяющую каждый фрагмент текста разбить на логические элементы и затем обработать их. Алгоритм имеет три блока: первый – составление смысловых рядов, второй – выявление "ключевых" слов, третий – извлечение основного смыслового содержания текста.

    Чтобы выработать автоматизм в выделении "ключевых" слов, необходимо прочитать немало текстов, подчеркивая в них эти слова. Наше сознание объединяет их в лаконичные выражения, несущие замысел автора. Текст как бы сжимается, мысленно конспектируется. Умение образовывать смысловые ряды также приходит после определенной тренировки. Первые два блока призваны помочь осуществить количественную обработку текста – компрессию. На заключительном этапе происходит как бы перекодирование полученной в итоге информации на язык собственных мыслей читателя. Это и есть выявление сущности текста.

    Применение дифференциального алгоритма позволяет выработать у себя способность видеть главное на фоне второстепенного, проникать глубоко в суть описываемых явлений. В процессе чтения полезно задавать себе вопросы по содержанию и стараться найти на них ответы в самом тексте или, мысленно обращаясь к другим известным источникам, предугадывать то, о чем будет сказано в тексте далее.

    Систему приемов осмысления текста предложил использовать психолог Л. П. Доблаев :
    1. Постановка вопросов к самому себе и поиск ответов на них либо в тексте, либо путем вспоминания и рассуждения.
    2. Предвосхищение плана изложения текста. Этот прием позволяет читателю как бы войти в творческую лабораторию автора, выдвигать гипотезы, предвидеть логический план содержания книги.
    3. Предвосхищение содержания, т. е. того, что именно будет сказано дальше. Использование этого приема предполагает наличие у читателя определенной суммы знаний в данной области. Данный прием способствует формированию умений доказывать, обосновывать свою мысль, строить цепь рассуждений и фактов, т. е. помогает развитию способностей к научной работе:
    4. Мысленное возвращение к ранее прочитанному под влиянием новой мысли.
    5. Критический анализ текста и оценка его. Это система приемов, которая выражается в дополнениях к изучаемому тексту, в выражении своего мнения, в отстаивании своей точки зрения.

    Овладение такими приемами потребует немало времени и сил. Однако это необходимо для повышения качества и скорости чтения и является одним из условий формирования творческого стиля чтения научной литературы.

    Одним из способов ясного понимания текста является образное его представление: если текст показывает зависимость изменения каких-то параметров – мысленно вообразить график этой зависимости; если в тексте сравниваются различные замечания, величины – представить себе диаграмму; если излагается какое-либо явление, процесс – рассматривать их как чередующиеся кадры кинофильма и т. д.

    Читатель должен также оперативно менять скорость чтения – несколько замедляя восприятие информации, прямо соответствующей цели, увеличивать скорость чтения других частей главы; быстрее читать описательный текст, нежели текст сложных умозаключений, доказательств.

    Большую роль играет умение определять структуру текста, соподчиненность его частей (глав, параграфов, рубрик), взаимосвязь текста с рисунком, таблицами, графиками, сносками, примечаниями и приложениями. Это умение вырабатывается постепенно при чтении многих книг с различной структурой.

    Приводим несколько упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы, сохранить упругость кожи век, задержать ее старение. Выполнять их следует примерно в течение 10 мин ежедневно.

    Гимнастика для зрения:

    1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 с.
    2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
    3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. Упражнения 2-3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое 3-4 раза с интервалом в 1 – 2 мин.
    4. Выполнять сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения.
    5. Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 с. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 с. Опустить руку повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение, не снимая их.
    6. Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 мин. Упражнение способствует расслаблению мышцы и улучшает кровообращение.


  • Автор-составитель: Атапина Т. А.
    Программирование и дизайн: Мурашевич А. В.