ОТ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБЩЕСТВУ
ОТ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБЩЕСТВУ
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.»
Дэвид Бланкет

Сегодня проблема отношения к людям с особенностями психофизического развития становится все более актуальной вследствие того, что их число, как во всем мире, так и в Беларуси, имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Никого не оставляют равнодушными связанные с этим перемены в области образования. Одно из таких изменений – политика инклюзивного образования. В периодической печати активно обсуждаются вопросы совместного обучения здоровых учащихся и лиц с особенностями психофизического развития. Наиболее важным является наличие протяженного вектора перемен в сфере образования, направленного на последующий переход от инклюзивного образования к инклюзивному обществу. Он связан с возможностью работы людей с особыми возможностями «на виду общества», а не в специальных учреждениях. В соответствии с данным подходом, «никто не знает, чем может блеснуть человек с особыми возможностями, при условии, что человек является главной ценностью общества». Предлагаемая вашему вниманию выставка познакомит с разными взглядами на эту проблему.

Цель выставки – привлечь внимание к процессу развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех учащихся, что обеспечивает доступ к образованию для лиц с особыми потребностями.

Данное направление является приоритетным для университета. В 2015 году создан Компетентностный центр инклюзивного образования Учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова». Этой проблеме посвящен ряд мероприятий: постоянное информационное обеспечение (литература, интернет-источники и др.) в рамках реализации совместного европейского проекта ТЕМРUS IV «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров в работе с гетерогенными группами и организациями», а также, одного из двух разработанных модулей в рамках данного проекта «Индекс инклюзии как инструмент обеспечения качества»); функционирование постоянно действующей выставки литературы на тему “Инклюзивному образованию – инклюзивного педагога» и др.

Выставка будет интересна специалистам в области социальной политики и социальной работы, медицинским работникам и работникам служб социальной защиты населения, социологам, студентам и преподавателям социальных дисциплин. Данная информация полезна педагогам и психологам, работающим с детьми с особенностями психофизического развития, родителям таких детей, самим детям, а также всем, кого волнует обозначенная проблема.